Рубка деревьев на землях сельскохозяйственного назначения

Наличие обширных площадей неиспользуемых сельскохозяйственных угодий представляет собой серьезное препятствие для дальнейшего развития сельского хозяйства в Российской Федерации. Эта проблема создает комплекс негативных последствий: снижается не только экономическая отдача от сельского хозяйства, но и его потенциал, так как неиспользуемые сельскохозяйственные угодья постепенно теряют качества, необходимые для сельскохозяйственного производства.

На текущий момент проводится все более активное привлечение к ответственности за неиспользование земельных участков из состава земель сельскохозяйственных угодий по целевому назначению, выдаются предписания об устранении выявленных нарушений. Однако у собственников возникают вопросы по правовым вопросам при вырубке деревьев на земельных участках сельскохозяйственного назначения.

Согласно законодательству Российской Федерации древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения обладает статусом приращения главной вещи (участка) и принадлежит собственнику участка. В соответствии со статьями 11 и 12 Лесного кодекса РФ древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения к лесам не относится, оборот древесно-кустарниковой растительности лесным законодательством не регулируется. Поэтому правообладатели сельскохозяйственных земель могут вырубать древесно-кустарниковую растительность без согласования с лесхозом и без лесорубочных билетов. Земли сельскохозяйственного назначения – самостоятельная категория земель, не подведомственная лесхозам. Им подведомственны только земли лесного фонда.

На основании п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» рубка деревьев и кустарников, произрастающих на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), не относится к преступлению, ответственность, за которое предусмотрена статьями 260 и 261 Уголовного Кодекса РФ.